Меня сегодня убила наповал новость на нашем городском сайте:
Как католики и православные относятся к понятию "свобода"
Первая часть семинара была посвящена теме "Религии и свобода. Взгляды Католической и Православных Церквей на эволюцию понятия "свобода".
С католической точкой зрения аудиторию ознакомил постоянный представитель Святого Престола при Совете Европы епископ А. Джордано. Папский нунций указал, что опасности для свободы человека могут исходить со стороны различных современных антропологических концепций. Например, по его словам, некоторые исследователи функционирования человеческого мозга строят чисто биологические модели личности, в которых все жестко детерминировано. В этом случае человек рассматривается как машина, лишенная какой-либо свободы. При этом он подчеркнул, что Церковь не выступает против научных исследований человека, но предостерегает придавать их результатам статус абсолютной истины.
Католический представитель также назвал области, в которых Католическая и Православные Церкви могут успешно взаимодействовать сегодня. По его мнению, это проповедь христианского понимания смысла жизни, формирование европейской идентичности, поддержание моральных ценностей, диалог с другими религиями и представителями нерелигиозных мировоззрений для поддержания общественного согласия.
Представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) представил результаты дискуссий о свободе и нравственности, которые имели место в православной среде в последние годы. Пригласив участников семинара познакомиться с Основами учения Русской православной церкви о человеческом достоинстве, свободе и правах человека, которые были приняты Архиерейским Собором в 2008 году и переведены на французский язык, православный священник сказал: "Свобода является одной из основных категорий европейской культуры. Однако существуют ее различные интерпретации. Именно в рамках христианства возможен синтез всех аспектов свободы, представленных в европейской философской традиции. Христианство благовествует идеал максимальной свободы человека. Однако будучи характерной чертой разумной природы, свобода не имеет ценности сама по себе, но должна служить благу как отдельной личности, так и общества, состоящего из личностей. В библейской традиции источником всех благ для человека является жизнь в общении с Богом. Когда отсутствует данный ориентир свободы, то пользование ею может принести вред человеку и даже разрушить его. Поэтому свобода должна быть разумно ограничена нравственными нормами".
Отвечая на вопрос о роли религиозных традиций в поисках ответов на современные вызовы, игумен Филипп отметил, что секулярная либерально-демократическая система испытывает сегодня серьезные потрясения: "Если после падения коммунизма эта система казалась средством от всех общественных проблем, то сейчас она демонстрирует в отдельных случаях свою неспособность эффективно справляться с появляющимися трудностями в экономической сфере, межкультурных и межэтнических отношениях".
По мнению представителя Русской православной церкви, это происходит потому, что идеал свободы невозможно достигнуть только внешними средствами - социальными реформами, образованием и внедрением новых технологий. "Построение свободного общества должно начинаться с духовных усилий, направленных на внутреннее преображение человека, а потому общество и государство должны поддерживать распространение духовного опыта и укрепление нравственных норм в публичной сфере", - заключил игумен Филипп.
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-360 … id-17.html
Знаете, мне это напоминает "Весёлые старты": бег наперегонки в мешках. Ага. Именно этот бег в мешках и есть свобода по-христиански. Можно даже устраивать соревнования - кто быстрее. Но только без мешка всяко свободнее!