Анжелика Кризафи для guardian.co.uk (переведено с http://www.guardian.co.uk/world/2011/ap … CMP=twt_gu )
Работа Андре Серрано Piss Christ была уничтожена христианскими демонстрантами в Авиньоне, Франция после нескольких недель протестов. Когда нью-йоркский художник Андре Серрано погрузил пластиковое распятие в банку со своей мочой и сфотографировал получившуюся композицию в 1987, он говорил, что это его высказывание по поводу религиозных злоупотреблений.С тех пор эту работу постоянно преследовали споры, которые достигли беспрецедентного накала в Вербное воскресенье, когда она была атакована молотками и разрушена после «кампании против богохульства», начатой французскими католиками-фундаменталистами в южном французском городе Авиньон.
Нападение на эту фотографию, а также еще на одну работу Серрано, изображающую размышляющую монахиню, погрузило светскую Францию в размышления о христианском фундаментализме и использовании Николя Саркозе религиозного популизма в борьбе за переизбрание в следующем году..
Это возврат к противостоянию между Серрано и религиозными правыми, которое началось более 20 лет назад, в Соединенных Штатах при Рейгане.
Фотография, полное название которой «Погружение (Христа в мочу) [Immersion (Piss Christ)], была сделана в 1987 как часть серии работ Серрано показывающих религиозные объекты погруженные в жидкости, такие как кровь и молоко. В1989, критика Piss Christ со стороны правых христианских сенаторов привела к спорам о государственном финансировании арт-проектов. Сенатор-республиканец Джесси Хелмс сказал тогда сенату «Серрано не художник, он мудак».
Серрано защищал свою фотографию как критику «приносящей миллиарды долларов индустрии «Христос на продажу»» и как «осуждение тех, кто искажает учения Христа ради своих низких замыслов». Фотография подверглась нападению вандалов в Австралии, а в 2007 году выставка Серрано в Швеции была разгромлена нео-нацистами.
Ранее фото несколько раз демонстрировалось во Франции без инцидентов. В течение четырех месяцев оно находилось в составе выставки «Я верю в чудеса», посвященной десятилетию коллекции Ивона Ламбера, выставка размещалась в особняке-галерее Ламбера, здании 18 века в Авиньоне. Выставка должна была завершиться в следующем месяце, но две недели назад началась организованная кампания протестов.
Civitas, группа лоббистов, которая по их словам, хочет ре-христианизировать Францию, запустила он-лайн петицию и мобилизовала другие группы фундаменталистов. Крайне консервативный архиепископ Воклюзский, Жан-Пьер Каттено, назвал «Христа в моче» «отвратительным» и сказал, что он хотел бы, чтобы этот «мусор» выбросили из галереи. На прошлой неделе представители галереи жаловались на угрозы со стороны групп фундаменталистов-христиан, желающих запретить эту фотографию во Франции.
Ламбер, один из самых известных торговцев предметами искусства во Франции, пожаловался, что экстремисты прислали ему десятки тысяч электронных писем с жалобами и бомбардируют музей спамом. Он сравнил атмосферу вокруг галереи с «возвратом к Средневековью».
В субботы около 1000 демонстрантов-христиан прошли через Авиньон к галерее. Группа протестующих включала в себя регионального председателя крайне-правого «Национального Фронта», который недавно хорошо показал себя на местных выборах в Воклюзе. Галерея немедленно усилила охрану, установила плексиглас перед фотографией и приставила постоянную охрану их двух человек перед фотографией.
Однако, в Вербное воскресенье четверо молодых(от 18 до 25) людей в темных очках вошли в галерею сразу после ее открытия в 11 утра. Один из них достал из носка молоток и стал угрожать им охраннику. Охранник схватил другого нападавшего, но через несколько секунд группа смогла пробиться с молотком к плексигласовому экрану, и пробить фотографию острым предметом, предположительно отверткой или ледорубом. Они также разбили другую работу, показывающую руки медитирующей монахини.
Директор галереи Эрик Мезиль сказал, что после открытия галереи поврежденная работа будет по-прежнему на своем месте, «чтобы люди видели, что могут сделать варвары». Он сказал, что против этой фотографии была «какая-то инквизиция».
В своем заявлении он говорит, что протестное движение против «Христа в моче» началось во время дебатов о религии и секуляризме во Франции, организованных правящей партией Николя Саркози. Демонстрирующий рекордно низкую популярность Саркози в свете выборов в следующем году был обвинен в использовании анти-мусульманской и крайне-правой риторики для того, чтобы угодить избирателям и воспрепятствовать росту популярности «Национального Фронта».
На вопрос газеты «Libération», почему протесты против «Христа в моче» произошли именно теперь, Мезиль указал на мартовскую речь Саркози, где тот будучи в Пуй-ан-Велэ, городе, где когда-то призывали к крестовым походам, восхвалял «христианское наследие Франции».
Он сказал: «Мы ясно увидели в субботних демонстрациях, что католические ультра хотят поймать президента на слове, с крайне агрессивными последствиями». Он также сказал, что напряжения добавляют и оскорбления со стороны протестующих в адрес сотрудников музея северо-африканского происхождения. Один из охранников говорит, что он слышал фразу «Я залью ослиной мочой Коран», а электронное письмо в адрес музея говорило о «погружении дневников Анны Франк в мочу».
Французский министр культуры Фредерик Миттеран осудил акт вандализма как атаку против основных свобод творчества и самовыражения, при этом признав, что данное произведение может шокировать зрителей.
Генеральный секретарь общества Civitas, Алан Эскада сказал газете «Le Dauphiné Libéré»: «Я не поддерживаю, и не осуждаю случившегося», добавив, что нападение на фотографию «отражает понятное недовольство» музеем.
Заявление в полицию было заполнено со стороны галереи и охранников.
(отсюда)