Я даже не уверена, что это в форум по Философии отнести можно. Скажем так, это ближе к оккультной философии и вопросам метафизики... что-то вроде того.
Собственно, вот: вопрос возник. И не один, а целая цепочка вопросов!
Дальше будет многабукаф, так что ленивым можно не утруждаться заранее, а я печатаю очень быстро и мне не в лом
Попробую пояснить, как вообще было дело и что подвигло меня к таким размышлениям, иначе будет непонятно, что к чему вообще.
Итак, я сидела в ванне и читала Шекспира. А господин Шекспир, надо заметить, был большой патриот. Ну и так как в пьесе описывалась война англичан с Францией, то французы были изображены ну просто полными злодеями и негодяями. И вот, хотя я в общем-то человек не впечатлительный, однако, читая Шекспира помаленьку каждый день, я стала замечать за собой ненависть к этим самым зловредным французам. Причём такую довольно нехилую ненависть. А потом я взяла с полки какой-то шампунь и поняла, что он-таки сделан во Франции. Хороший дорогой шампунь, сделан солидной фирмой, причём я часто покупаю их продукцию. Сделан он, то бишь, французами... И вот тут произошло разделение "французов" на две категории - тех, что были у Шекспира (и которых я продолжала ненавидеть) и тех, которые где-то в Париже в лаборатории Виши старательно изучали биохимию, чтобы сделать великолепный шампунь, которым я пользуюсь - к ним я не испытывала ни малейшей неприязни, даже наоборот. Всё бы было ничего, я нашла простое объяснение: произошло разделение абстрактных терминов и привязка ненависти ушла к более конкретному объекту. Но тут встат вопрос: к какому именно? Что это за книжные "французы", к которым ушло довольно много энергии? Я имею в виду какой эгрегор поглотил эту ненависть или же объектом ненависти в данном случае, пардон, стала я сама же? Второй ответ не казался сколько-нибудь вероятным, хотя отчасти и он был верен - ведь, негодуя по поводу чего-либо, мы всё-таки цепляем отчасти и себя. Параллельно вылез вопрос о том, правда ли, что некоторые люди могут испытывать неприязнь именно к какой-то такой общей категории (ну, скажем, к американцам - это сейчас модно)? Многие недалёкие индивиды гордо заявляют: "я ненавижу американцев, они тупые, плохие и прочее и прочее". Собственно, на самом деле это говорит о невозможности абстрактного мышления в принципе, как дефекте недоразвитого мозга: в этом случае на любом этапе "разделения" не происходит. Да и кого они ненавидят, по сути? Куда, опять же, девается эта энергия? Но это лишь так... побочный вывод. Дело не в этом. Дальше у меня возник такой вопрос: а если, скажем, другой человек возьмёт эту же пьесу Шекспира и прочитает, начнёт также как я ненавидеть "французов". Вопрос шизофреничный: у него будут свои "французы", а у меня - свои, либо же у нас будут общие "французы"? Тут я предлагаю сделать паузу и подумать, что из этого могло бы следовать?
А вот что: к вопросу о эгрегорах вообще. Как они образуются??? Я никогда не задумывалась над этим вопросом, но тут он встал просто как стена: что объединяет разные категории, в которые люди вкладывают ту или иную энергию, в единую сущность? Может ли в данном случае книга выступать как объединяющий фактор, либо же нет? Необходимо ли для объединения эгрегоров непосредственное общение тех, кто их питает? Вот сколько вопросов! Но самое главное, что это далеко не всё. Это только цветочки, можно сказать! Дальше пошло вот что: книга... ну, книга и книга... Шекспировское собрание сочинений. Увесистый томик, набранный мелким шрифтом... Ничего не напоминает? Ага! Вот! Библия! Что же выходит? Является ли книга объединяющим фактором? Если да - то как быть с враждующими сектами и конфессиями? Если нет, то как вообще держится христианство? Вот тут начинается то самое очень глубокое размышление, которое и подвигло меня на такой многабукаф. Понимаете ли, если вникнуть в суть вопроса, то, по сути, можно понять, как это всё устроено изнутри и, соответственно, можно выяснить, как это легче всего разрушить...
Вот.
Что думаете?