При попытке дать какое-то определение, тому «что такое сатанизм», любой исследователь со стороны, пожалуй, впадет в замешательство - столь противоречивым и многообразным явлением на сегодняшний день является эта не то религия, не то философия, не то субкультура. Фактически сегодня под именованием «сатанизм» имеют в виду популярную упаковку для разных идей произвольного содержания, как правило, использующих элементы оккультизма, атеизма и ницшеанства. Появилась даже фраза, «сколько сатанистов, столько и сатанизмов».
«Современный сатанизм более всего напоминает идеологическую помойку. Сатанисты и дьяволопоклонники, Истинные Сатанисты и подсатанники - кого только мы не встречаем на сетевых просторах! Есть даже так называемые "светлые сатанисты" - то есть сторонники христианских ценностей, слегка замаскированных именем Сатаны. Разные "сатанисты" есть. Разбирать все эти направления подробно- задача трудная и неблагодарная. Оно и не нужно, поскольку, если непредвзято смотреть на вещи, сатанизмов вовсе не "столько, сколько и сатанистов", а всего два. Сатанизм традиционный и неосатанизм.»
Традиционный же сатанизм (который, по большому счету, и является, собственно, сатанизмом) исходит из исторического понимания образа Сатаны - как личностного, действующего начала (божества) в противоположность концепциям современных сатанистов - порой довольно невнятным:
«Вырождение понимания Сатаны прогрессирует до сих пор. От средневекового Сатаны с рогами и копытами мы приходим к Сатане-силе природы, Сатане-эгрегору, и, наконец, как апофеоз маразма, Сатане-обозначению совокупности некоторых идей атеистической философии. Иными словами, чем дальше в неосатанизм, тем меньше в нём Сатаны, вплоть до того момента, пока Сатана не исчезает вообще, превратившись из живой, тёмной, личностной сущности в мёртвый термин.»
Понимание Сатаны как личностного божества в традиционном сатанизме подразумевает и признание сатанизма религией. Данное утверждение часто воспринимается « в штыки», поскольку многие сатанисты категорически против того, чтобы считать сатанизм религией. Однако традиционный сатанизм исходит из того простого факта, что сатанизм зародился именно в рамках религии. Сатанизм не имеет смысла без Сатаны, а признание наличия высшей силы составляет сущность любой религии. Не вызывает сомнений и то, что Сатана всегда и везде воспринимался именно личностно. Другое дело, что восприятие Сатаны в сатанизме сильно отличается от христианского. По сути, представление о Сатане в рамках только и исключительно христианской концепции (как падшего ангела, восставшего против бога) нечасто встречается в традиционном сатанизме. Чаще всего христианская трактовка представляется одной из многих (причем не самая удачных) форм человеческого понимания Темного божества.
Традиционный сатанизм (или, как его еще называют, религиозный) выводит свои истоки из поклонения Темным богам в языческих культах: Ангро-Манью, Чернобогу, Гекате,Сету и другим . Темных Богов (или, по крайней мере, богов, имеющих ярко выраженные «темные» черты) в язычестве было и есть более, чем достаточно. В той или иной степени они почитались всеми язычниками - но были среди них и те, кто, почитая этих божеств, выделял, прежде всего, те аспекты, которые собственно и делали их Темными. Все что связано с миром Ночи, подземного мира, вызовом «демонов» и душ умерших, все, что позволяло использовать тайные силы в своих целях, в обход установленных Богами и предками законов. Таких людей называли ведьмами и колдунами, нередко связывая их с тем или иным Темным Божеством:
Найдя на костре
полусгоревшее
женщины сердце,
съел его Локи;
так Лофт зачал
от женщины злой;
отсюда пошли
все ведьмы на свете. (Старшая Эдда. Песнь о Хюндле)
В античности колдуны обращались за помощью, к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага, также призывались Персефона и Аид. У ацтеков покровителем колдунов считался Тецкатлипока, один из главных богов этого народа. Вероятно, славянскими покровителями колдунов и ведьм были темные боги Чернобог и Морена. Однако следует отметить, что почитание темных божеств, как правило, было менее организованным культом, у которого было гораздо меньше, жрецов и храмов, чем у богов светлых. Так греческого Аида, владыку подземного царства нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. В сравнении с прочими богами-олимпийцами, до нас почти не дошли гимны, посвященные Аиду. Что было и неудивительно, поскольку занятие колдовством предполагает, прежде всего, индивидуальное обращение к Темному божеству, что в свою очередь подразумевает более равноправные отношения с ним. Условно же «светлые» боги были более заинтересованы в поклонении масс, а их жрецы, работая бок о бок со светской властью, всячески утверждали некий «общий стандарт мышления», главным принципом которого было: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Соответственно тех, кто пытался выйти за рамки этого принципа, посредством обращения к темным богам зачастую подвергались жестокому преследованию. Характерно отношение к колдунам в исландской «Саги о Харальде Прекрасноволосом» - вполне себе языческом конунге, сын которого Рёгнвальд Прямоногий: «…Обучился ведовству и стал колдуном. Харальд конунг ненавидел колдунов… Эйрик Кровавая Секира отправился по его (Харальда) велению в Упплёнд и нагрянул в Хадаланд. Он сжег Рёгнвальда, своего брата, в его доме и с ним восемьдесят колдунов. Его очень хвалили за этот подвиг.»
Весьма жестоко обращались с колдунами и ведьмами и в Римской империи - их там распинали на крестах и отдавали на съедение диким зверям. Ацтеки пойманного колдуна приносили в жертву на алтаре или попросту вешали. Причины такого отношения просты: человек, пытающийся овладеть искусством колдовства, тем самым подрывает основы божественного миропорядка. Это было преступление, наказание за которое было неотвратимо и скоро. Тем не менее, полностью почитание Темных богов не запрещалось - оно было необходимо для того, чтобы отвести от себя губительные и опасные силы подвластные этим божествам. Запрещалась только попытка с их помощью достичь чего-то, что людям знать и уметь не полагалось.
Зачастую колдовство и ведьмовство связывались с остатками прежних религиозных форм, отвергнутых и демонизированных служителями молодых богов. Чаще всего это происходило, когда древних матриархальных божеств заменял новый бог-мужчина, бог-царь, бог-воин. Так произошло, к примеру, в древнем Риме, религия которого ассимилировала древнюю религию этрусков и их почитание темной богини Мании. Именно из таких тайных, полузапрещенных культов и практик вырос впоследствии традиционный сатанизм. Собственно сатанизмом он стал уже после принятия христианства, занявшего по отношению к почитанию темных божеств еще более непримиримую позицию, нежели язычество. Признавая формально существование «темного духа», не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило его Сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане является богоотступничеством. И вот народ, всё ещё пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он всё ещё был бог, и он служил ему, надеясь умилостивить и отвести гнев. Это представление сливалось с практиками «получения запретного», в результате чего две формы почитания языческого почитания Темного бога были отождествлены друг с другом - как в глазах служителей «белосветных культов», так и, собственно, почитателей Темных богов. Под видом христианского «падшего ангела» Сатаны и его демонов, почитались в ином виде все те же темные боги, что и в язычестве.
Помимо личностного восприятия Темного божества отличительными чертами традиционного сатанизма являются ритуальная практика и принцип бесконечного самосовершенствования. Впрочем, последний принцип является практически общим местом любой мало-мальски обоснованной концепции, претендующей на то, чтобы называться сатанинской.
В настоящее время концепции традиционного сатанизма разделяют ряд сатанинских организаций: таких как британский «Order of Nine Angles», скандинавский «Temple of The Black Light» (TOTBL, Храм Черного Света), действующая на территории СНГ организация сатанистов-традиционалистов «Иерархия Сатаны» и некоторые другие. Есть и оригинальные мыслители, такие как Валентин Скавр, один из крупнейших представителей религиозного Сатанизма в России. Разумеется в каждой из этих концепции есть свои отличительные особенности - порой весьма отличные, а то и противоречащие друг другу. Общими для традиционного сатанизма являются представление о Тьме, как об основе миропорядка, личностное восприятие Сатаны (и других Темных Богов), ритуальная практика, принцип бесконечного самосовершенствования.
- Подпись автора
Отшельник