Even. Безрелигиозная религия
Сатанизм — всего лишь термин, использующийся только потому, что позволяет на начальном этапе отождествить себя с оппозицией официальной религии, которой в большинстве развитых стран стало христианство. (Сергей Мартин, интервью журналу «Fакел»)
Сатанизм как таковой существует без представления о Сатане как «божестве сатанистов». Сатанисты не пытаются материализовать ещё одного Бога — на сей раз в дьявольской шкуре. Те, кому всё ещё нужна внешняя сущность для поклонения и благоговейного трепета (будь то Бог или Дьявол, Свет или Тьма — заметьте, всегда с большой буквы), находятся на тупиковой ветви в бесконечном процессе развития. Для сатанистов Сатана — всего лишь метафора. Не более, не менее. Сатана воспринимается как позитивный символ сатанинского мировоззрения — символ свободы, саморазвития и себялюбия. Как говорил Антон ЛаВей, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте». [1]
Сатанизм — всего лишь термин, в котором нет ничего сакрального. Если вы ожидали найти в сатанизме готовую систему верований и «сатанинского откровения», извращённую и сексуально озабоченную версию христианства или какой другой религии, вас будет ждать жестокое разочарование: существует много других, более подходящих для догматического склада ума религий. Вы не дождётесь от сатаниста религиозного трепета перед словами «сатана», «сатанизм», «тьма», «ад», «демоны» или «дьявол», которые сами по себе ничего не значат. Если вы слышите чьи-то чистосердечные пафосные речи, изобилующие «инфернальной» лексикой, единственный совет, который можно дать, — насторожитесь и пошутите. Если ваша шутка окажется невоспринятой, для вас многое может проясниться. Возможно, вы встретили мошенника, возможно — фанатика. Те, кому нужно поклонение какому-либо вымышленному идеалу или антиидеалу, будь то дьявол, языческий идол или дух потных носков, всего лишь дети в психологическом смысле. Слово «Сатана» служит ещё одной в какой-то степени неожиданной цели: это лакмусовая бумажка для выявления религиозно озабоченных личностей.
Сатанизм — слово для обозначения целого мировоззрения, все аспекты которого невозможно описать при помощи только одного инструмента — языка. При развитии до чего-либо нового любые слова теряют в значении и значимости. Язык, как и любой другой инструмент, используется сатанистом без зазрения совести. Сатанист не стал бы сгорать на костре из-за пустой привязанности к терминологии. Оставим это белосветным фанатикам, пусть даже зачастую и претендующим на чёрные шкуры.
Сатанизм — религия нового типа, основанная на безрелигиозности и прославляющая индивидуальность. Сатанизм сочетает в себе осознанные атеизм и аутотеизм. Атеизм заключается в сознательном отказе от выделения из пространства собственной психики бога или божеств и проецирования их вовне — отделения своего внутреннего «родителя» от целостности себя. Аутотеизм заключается в сознательном признании себя, своей человеческой природы в качестве причины возникновения бога. Признание самого себя — это одновременно и иронический шаг, требующий чувства юмора, и философский шаг к активной позиции в отношении себя. Каждый имеет того бога, которого заслуживает; каждый ответственен за своего бога.
Сатанисты обладают чувством юмора. Те, кто склонен воспринимать какие-либо слова излишне всерьёз, повинны в претенциозности, или чувстве собственной важности, наряду с отсутствием чувства юмора, что напрямую связано с главным сатанинским грехом — глупостью, — и, наверное, отсутствие чувства юмора можно было бы выделить в списке «Сатанинских Грехов» отдельным пунктом.
Тот факт, что сатанизм выступает как религия самого себя, не означает ограничение собственного эго бесконтрольным его пестованием, это означает развитие своего эго. Охранять эго от постоянного изменения и расширения значит вызывать неминуемое возрастание энтропии. «Ответственность для ответственных» — один из любимых сатанинских девизов; индивидуальная ответственность как осознание последствий определённых своих действий. Благами эпикурейства может по-настоящему распорядиться лишь тот, кто ответственен за себя, посему сатанисты прекрасно понимают, что значит парадокс гедонизма: для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать. В данном случае — и от консерватизма в отношении себя.
Сатанизм — религия психического здоровья. В нём не может быть ни культа ради культа, ни восприятия каких бы то ни было личных галлюцинаций в качестве гностических откровений. Антон Шандор ЛаВей сформулировал принципы сатанизма, основываясь на целой совокупности знаний психологии, философии и оккультизма, доступных ему в то время. Ничто не говорит о том, что сатанистам следует отказаться от знаний современной психологии или какой-либо другой науки и даже паранауки. Самообман хорош тогда, когда он осознан; и в таком случае это уже не самообман. Субъективные переживания каждого человека — скорее всего, навсегда остаются лишь его собственными субъективными переживания. Даже если они и открывают новые аспекты действительности, это не даёт оснований считать их абсолютной истиной. Если кто-то верит, что установил прямую связь с Сатаной, можно предложить ему не обманывать себя, а ежели в его интересах всё же иметь подобное убеждение — исследовать открывшийся аспект своего бессознательного.
В сатанизме нет противопоставлений метафизических категорий «хорошо»/«плохо», «добро»/«зло», «духовное»/«плотское». Сатанинское мировоззрение приветствует плотские наслаждения, приветствует оно и наслаждения духовные. Если и существует во вселенной противопоставление материи духу, то не в рамках примитивных представлений, что какой-либо составной элемент системы «хуже», чем другой.
Сатанисты живут как скептики и агностики, не принимающие ничего на веру. Нет причины доверять всему потоку сведений, изливаемых на головы несчастных средствами массовой дезинформации. При наблюдении какого-то медиасобытия сатанист прежде всего попытается ответить на вопрос: «Кому это выгодно?» Так же и в отношении любых других происшествий в социальном мире: кому оно может пойти на пользу? Следует признать: в современном мире царит закон джунглей. Джунглей, по которым бродят хищники, а травоядные сбиваются в стада.
Ответственность за свою жизнь и свои убеждения подразумевает и ответственность за формирование собственной карты реальности. Предлагаемая Р. А. Уилсоном концепция модельного агностицизма как нельзя прекрасно подходит к принципам сатанизма. Мы в ответе за собственный мир, а ежели мы лишаем себя активной позиции создания всё более и более точной карты мира, это за нас начнёт делать кто-то другой. «Свято место пусто не бывает». Быть сатанистом, как выразилась Бланш Бартон, означает «игнорировать слепую веру, но быть открытым бесконечным возможностям». [2] Безрассудная убеждённость в реальности консенсуса, возникшая только лишь потому, что она разделяется толпой, — тоже слепая вера. Сатанист самостоятельно находит (созидает) смысл жизни, вновь и вновь перестраивает свою модель мира из блоков действительности — модель, наиболее соответствующую текущему состоянию его развития.
Сатанизм — сложная мировоззренческая система, инструмент, при помощи которого сатанист взаимодействует с миром. Сам по себе сатанизм не имеет ценности, ценно то, чего можно с его помощью достичь. «Сатанизм — одна из ступеней человеческого познания, которая в конце концов будет пройдена и, будьте уверены, когда ей настанет пора уступить место другой, более совершенной системе знаний, это не будет сопровождаться пролитием рек крови». [3]
Антон ЛаВей говорил своим соратникам: «Нет Бога. Нет никакого божества, которое проклинает или благословляет человека. Нет никаких небес, нет никакого ада, кроме как здесь, на Земле. Есть только один Спаситель: ваш собственный разум, тело и дух. Пред нами — Сатанинская Эра. Признайте это, воспользуйтесь своим преимуществом и ЖИВИТЕ — ведь это зло, если прочесть наоборот». [4] Последуем его совету. ПРИЛОЖЕНИЕ
(Фрагменты из интервью А. Ш. ЛаВея «The Doctor is in…» [5])
Люди часто задают вопрос: если никакого Сатаны нет, почему нужно называть это сатанизмом?
Мы зовём это «сатанизм» потому, что пришло время Дьяволу взять реванш. «Девять Основ Сатанизма» чудесно об этом говорят. Мы хотели бы иметь дерзких, но не претенциозных последователей. Под влиянием слова на букву «С» все робкие и суеверные держатся от нас подальше. У них есть хороший повод бояться, но он не имеет ничего общего с тем, о чем они строят догадки.
Есть ли люди, которые принимают слова «Сатанинской библии» слишком буквально? Что Вы считаете наихудшими случаями такого недопонимания?
Всегда найдутся те, кто поймёт «Сатанинскую библию» неверно, несмотря на то, что в ней содержится минимум невнятного бормотания и Больших Мыслей. С ней может быть трудно согласиться, но в ней немного такого, с чем согласиться нельзя. Если какие-то клоуны могут извратить «Алису в Стране Чудес» и «Матушку Гусыню», то у моей книги и подавно нет шансов.
[1] «Anton LaVey: America’s Satanic Master of Devils, Magic, Music and Madness» // The Washington Post Magazine. February 23, 1986.
[2] Бланш Бартон, «Хелловин XXXIV A.S.».
[3] Сергей Мартин, «Манифест Сатаны».
[4] Цит. по: Бёртон Вульф, «Мститель дьявола».
[5] Шейн и Эми Багби,«The Doctor is in...».
- Подпись автора
Post aeternitatem, in infinitum ante...